пятница, 9 февраля 2018 г.

Битве под Сталинградом посвящается…


В эти февральские дни наша страна отмечает  скорбную юбилейную дату – 75-летие Сталинградской битвы. Мы вспоминаем героев, их подвиги. Но участниками этой судьбоносной для нашей страны  битвы, были не только взрослые, но и дети. Дети, прошедшие через ужас и страдания, дети, у которых не  было настоящего детства.
Готовясь к участию во  Всероссийской акции "200 минут чтения: Сталинграду посвящается», которую проводило  Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система детских библиотек», прочитала книгу В.Г. Шмерлинга «Дети Ивана Соколова», с которой хочу вас познакомить.

«По страницам книги

 В.Г. Шмерлинга«Дети Ивана Соколова»


Шмерлинг, В. Дети Ивана Соколова: повесть / В. Шмерлинг. – Москва. – Детская литература, 1989. – 255 с.: ил.   


Вместе с главным героем книги - восьмилетним Геной Соколовым - вы перенесётесь на 75 лет назад – в военный полуразрушенный Сталинград 1942-1943 гг.
Представьте: вокруг рвутся бомбы, снаряды, мины. Жуткое завывание пикирующего самолёта. Так и хочется вдавиться в землю, в стену, чтобы только не слышать, как к тебе летит смерть. И вот мама, только что живая мама, вдруг охает и падает замертво. Какими словами передать состояние ребёнка, у которого на глазах осколком бомбы убивает маму? Что делать? Куда бежать? Кого звать на помощь? Кричи, не кричи – в этом кромешном аду тебя никто не услышит и не придёт… и не спасёт…
А если у тебя на руках маленькая сестрёнка?
«Я побежал к маме и остановился как вкопанный. На мамином платье в синих горошинах я увидел ярко-красное пятно у самой груди. Белая косынка, упавшая с плеч, вся залита кровью.
За одной тучей бомбардировщиков летела другая. Завывали моторы.
Людей кругом не было. Я не знал, что мне делать.
А может быть, мама еще жива? Сколько врачей в нашем госпитале, они спасут, обязательно спасут маму! Я наклонился к осторожно положил ладонь маме на плечо, а потом прикоснулся к виску и еще раз посмотрел на пятно на груди…
Я гладил и теребил мамины растрепавшиеся волосы и не верил тому, что произошло. Неужели все это взаправду? Нет, сейчас мама встанет, стряхнет с себя комья земли, и все будет как прежде.
А пламя и дым все больше и больше окутывали наш дом. Ничего не понимая, я побрел к окопу и, только увидев Олю, опомнился. Сестра умудрилась вскарабкаться на узел и тянулась вверх.
Ей еще надо было много расти, чтобы самой вылезть из окопа.
Когда она хотела поцеловать маму в нос, она подтаскивала стул, взбиралась на него и, становясь на цыпочки, тянулась к ней.
Оля увидела меня и заплакала. Как только я ее не утешал! А ей вдруг сразу все понадобилось:
Мама, я луку хочу! Мама, пожарь мне лук!..
Мама устала, она отдохнет и лук тебе пожарит, - обманывал я Олю, а сам подумал: "Как же мы будем жить без мамы?"
Потом опять началась бомбежка. Оля, испуганная и оглушенная, сразу же смолкла, свернувшись калачиком на узле.
Меня так потянуло к маме, что я снова вылез из окопа и побежал. Я уже не обращал внимания на вражеские самолеты, упал на колени и дотронулся до маминой еще теплой руки. И так захотелось мне крикнуть, позвать папу. Но все в горле застыло, будто кто перехватил мне дыхание.
Я ведь жил и не знал, что такое горе, а оно навалилось средь бела дня. И вдруг как-то сразу понял, что мама ушла от нас навсегда и никогда не проснется; никогда, никогда у меня не будет мамы.
И странно было, что затуманенными глазами я видел тупые носки своих ботинок.
Первые минуты жизни без мамы…»
А потом в страшной военной круговерти он потеряет Олю и будет отчаянно искать её, помогать взрослым защитникам города и просто выживать среди развалин.
Его судьба дополнена историями других детей - тех, кто видел подвиг и подлость, прошел немецкие лагеря, терял и находил близких. Немыслимые страдания выпали на их долю, хотя защитники Сталинграда как могли, помогали им, согревали заботой и лаской, делились последним куском хлеба...
Эта книга вышла в свет в 1959 году, и  написана  на основе реальных историй сталинградских детей.  
Автор этой книги -   писатель-фронтовик Шмерлинг Владимир Григорьевич.  Во время Великой Отечественной войны  он был корреспондентом газеты «Вперёд, за Родину!». В 1946 году Владимир Григорьевич приехал в Сталинград, чтобы по свежим следам записать рассказы об обороне города. Они потом составили две документальные книги (в соавторстве с Е.Герасимовым): «Рассказы сталинградцев» (1948) и «Сталинградцы» (1950). Видимо, побывал Шмерлинг и в Дубовском детском доме, где жили сталинградские дети. Во всяком случае, был знаком с их историями, которые спустя десять лет легли в основу повести.
Прообразом Гены Соколова стал Толя Гончаров. Вот как о нём вспоминает заведующая Дубовским детским домом  Волошко Евгения Эдуардовна: «В его жизни произошло большое горе. Просидев у трупа матери, убитой осколком бомбы, две ночи, он с маленькой сестренкой Раей ушел, куда глаза глядят. Раю нес на руках, устал, измучился... Потом потерял ее, скитался с пленными, которых угоняли немцы. Попав в детский дом, нашел сестренку у нас. Толя очень впечатлительный, глубоко все переживает».  Эта история со счастливым концом: после войны Анатолию удалось найти родственников, он закончил институт, женился.
                  Пусть наша планета никогда не знает войны!
                  Но, только помня о войне, мы сохраним мир!

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Антонина! Спасибо рассказали об этой интересной книжке. У нас в библиотеке такой даже нет.
    У меня вопрос. На фото справа - наш омич, герой Сталинградской битвы Матвей Мефодьевич Путилов. Его портрет мы хорошо знаем! Его именем названа улица в Омске. О нём я писала в своём блогеhttps://bibl-140.blogspot.ru/2017/09/blog-post_18.html#more. Что о нём написано в книге, предложенной Вами? Очень хотелось бы знать, потому что информацию о земляках собираем по крупицам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Простите, что ввела Вас в заблуждение! По ошибке вставила из презентации другой портрет. Всё исправила. А про Вашего земляка читала и у Вас в блоге и в других источниках и,конечно, рассказывала о его подвиге ребятам!

      Удалить
  2. А я уже обрадовалась, что появилось что-то новенькое о нашем земляке. Ещё раз перечитала пост - книжка-то очень интересная. В Москве издана, а я её не встречала! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте ещё раз! Действительно, книга очень интересная, да ещё основана на реальных событиях. В Интернете несколько раз встречала сожаления, что не переиздаётся. В последний раз её переиздали в 1989 году.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Антонина! Я эту книжку не читала! Какая интересная! Нашел Гена свою маленькую сестренку? Мне это надо обязательно знать! Как страшно! Представляю себя на месте мальчика.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Я тоже когда читала книгу представляла себя на месте мальчика. К счастью эта повесть со счастливым концом: Гена и Оля встретятся в детском доме, куда попадут после скитаний по Сталинграду.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...